Фефекты фикции. Как понять, что ребенок нуждается в помощи логопеда?

Многих родителей интересуют вопросы: «В каком возрасте ребенок должен научиться правильно произносить звуки, и как понять, когда действительно требуется помощь логопеда?».

За консультацией мы обратились к логопеду Елене Дмитриевне Цековой. Она выпускница Московского педагогического университета, работала старшим логопедом логопедического детсада, а также в консультационном отделе Морозовской больницы. У Елены Дмитриевны большой опыт преподавательской деятельности. Больше 20 лет в Дорогомилове, в культурном центре «Аструм», она ведет кружок «Говори красиво». Во время самоизоляции Цекова записала серию видеороликов «Сам себе логопед». Занятия будут интересны и полезны не только детям, но и взрослым, которые хотят исправить дефекты речи.

В беседе с Еленой Дмитриевной, прежде всего, нас интересовал вопрос: «Почему так важно, чтобы ребенок выговаривал все звуки?».

«Правильная речь необходима для того, чтобы успешно построить свою карьеру, развить хорошие коммуникативные навыки, вписаться сначала в детский коллектив, потом во взрослый. Дефекты речи могут стать причиной развития у человека комплексов. Поэтому крайне важно их устранить в раннем возрасте. Кроме того, детям звукопроизношение важно для того, чтобы правильно писать, читать, не пропускать буквы на письме, не делать ошибок в звукобуквенном анализе», - говорит Елена Дмитриевна.

«Ко мне обращаются не только дети, но и взрослые. Приведу такой пример: девушка с детства не выговаривала звук «р». Но не обращала на это особого внимания. Уехав из России, она работала в Соединенных Штатах, Франции, где совершенно иное произношение. Но не так давно она вернулась на родину, где столкнулась с некоторыми сложностями. Девушка поняла, что правильное произношение необходимо в общении с сотрудниками, ведении переговоров», - рассказывает Елена Дмитриевна.

Мы также поинтересовались у специалиста, могут ли дефекты речи у ребенка со временем исправиться без помощи специалистов?

«Если малыш не произносит какие-то звуки до пяти лет – это нормально. Но после уже считается патологией. К пяти годам все звуки родного языка должны произноситься правильно.

Логопед занимается не только исправлением звуков, но и формированием речи. Сейчас существует большая проблема – дети начинают позже говорить. В норме так называемая фразовая речь у детей формируется к трем годам. В случае, если этого не происходит, следует обращаться к специалистам. Логопеду приходится осуществлять запуск речи, работать не только над звукопроизношением, но и словарным запасом, грамматическим строем, фонематическим слухом. С ребенком, помимо логопеда, занимаются нейропсихолог и дефектолог»,- отмечает Цекова.

Также мы спросили у Елены Дмитриевны: «Есть ли взаимосвязь между проблемами с речью и интеллектуальным развитием?»

«Конечно, она прослеживается. Если ребенок вовремя не заговорил, то у него происходит задержка психического развития. Ведь речь является основным механизмом, который формирует интеллектуальную сторону личности.

Также могут быть различные заболевания, к примеру, аутизм, при которых у ребенка возникают дефекты речевого развития. С такими детьми логопед занимается вместе с нейропсихологом», - говорит Елена Дмитриевна.

-- Елена Краснова