Сотрудниками ГИБДД проводится большая профилактическая работа по предупреждению травматизма на дорогах. Особое внимание уделяется профилактике детского и подросткового дорожно-транспортного травматизма. Но несмотря на эту работу, статистика по Российской Федерации показывает, что ситуация с детским и подростковым дорожно-транспортным травматизмом имеет тенденцию к ухудшению.
За 8 месяцев 2016 года на территории обслуживания ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, в ДТП получили ранения 40 детей. За аналогичный период 2015 года было ранено 44 ребенка и один ребенок погиб.
Так, например, 26.08.2016 года в 21 час 11 минут по адресу: г. Москва, Боровский проезд, дом 2, произошло ДТП - наезд на пешехода, в котором пострадал несовершеннолетний ребенок 16-ти лет. Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия - водитель, управляя автомобилем марки «Инфинити», следовал по Боровскому шоссе от ул. Богданова в направлении ул. Приречная и напротив дома 2 по Боровскому проезду, совершил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть дороги, вне зоны действия пешеходного перехода, до ближайшего регулируемого пешеходного перехода 250 метров. На момент ДТП несовершеннолетний находился один, шёл домой, был одет: синие шорты, белый свитер, светоотражающие элементы на одежде отсутствовали. Впоследствии, несовершеннолетний, был доставлен нарядом СМП в 1ДГКБ г. Москвы, с травмами различной степени тяжести.
По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, в расчете на 100 тыс. населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии.
В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью.
Медицинские исследования показали, что при падении маленькие дети чаще всего ударяются головой (соотношение веса головы и общей массы тела у ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы при ударе об острые углы и жесткие конструкции автомобиля. В среднем каждый травмированный ребенок проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет. Некоторые дети остаются инвалидами.
Анализ статистики причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер.
Основная часть ДТП происходит с мая по сентябрь, т.е. во время каникул, когда некоторые сады не работают, а в школе каникулы, дети находятся без присмотра, а дошкольники часто бывают оставлены родителями на попечение детей школьного возраста. Они попадают под колеса автомобилей, когда выбегают на улицу, катаясь на велосипедах и роликовых коньках.
Почти половина ДТП приходится на последние дни недели - пятницу, субботу и воскресенье с 15 до 21 ч. В пятницу увеличивается интенсивность движения, так как многие выезжают за город, и пятница оказывается тем днем, когда опасность на дорогах возрастает.
Анализ всех ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние, показывает, что 80% происшествий происходит на расстоянии, не превышающем 1 км от дома, где проживают дети. Дети хорошо знают эту местность, но их самостоятельность приводит к ДТП.
Самый распространенный вид ДТП - наезды на пешеходов. При столкновении автомобиля, скорость которого 60 км/ч, с ребенком, находящимся на дороге, шансов выжить нет. Большинство аварий происходит по вине водителей, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении.
Водители совершают наезды, так как часто не замечают маленьких пешеходов, переходящих улицу без сопровождения взрослых. В последнее время водители совершают наезды на детей, самостоятельно переходящих улицу на пешеходном переходе.
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дороги без сопровождения взрослых, попадают в аварию по причине того, что не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
Рассмотрим причины ДТП с участием подростков. Они часто при переходе дороги попадают в обманчивую ситуацию, им кажется, что нет опасности и они успеют перейти дорогу. Из-за этого происходит 95% несчастных случаев. В силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут это сделать. Некоторые считают, что если видят транспорт, то и водитель их видит и остановится. Однако водитель не видит ребёнка из-за его маленького роста, а если видит, то не может быстро остановиться, и транспорт продолжает двигаться дальше по инерции. Иногда водитель при виде ребёнка не снижает скорости, думает, что ребенок успеет перебежать дорогу. Водители воспринимают ребёнка как взрослого, не понимая его психофизиологических особенностей. В результате происходит наезд. Существует несколько причин наезда на детей:
- Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, вне перехода.
- Выход на проезжую часть дороги из-за сооружений, впереди стоящего транспорта, зеленых насаждений и других препятствий.
- Неподчинение сигналам светофора.
- Движение детей по проезжей части дороги при наличии тротуара.
- Незнание правил перехода перекрестка.
- Игры детей на проезжей части.
- Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств.
- Езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатах по проезжей части.
- Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.
- незрелость, неспособность правильно оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и их исчезновение;
- потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
- стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль;
- несформированность координации движений;
- неразвитость бокового зрения;
- неумение сопоставлять скорость и расстояние;
- отсутствие навыков ориентации в пространстве и др.
- Бесконтрольного самостоятельного нахождения детей и подростков на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей.
- Халатного отношения взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра).
- Отсутствия детских кресел или сидение ребёнка рядом с водителем.
- Недержания детей за руку при переходе дороги и в местах интенсивного движения автомобилей.
- Нарушения ПДД взрослыми совместно с детьми.
- Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь) и эмоционально-волевые качества, необходимые для ориентации на улицах;
- Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения на улицах и превращать их в привычки и стереотипы.