
Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая отметила резкий рост спроса на онлайн-курсы повышения квалификации после пандемии. Таким мнением она поделилась с Агентством городских новостей «Москва».
«Открываются большие перспективы для программ повышения квалификации в сфере онлайн-образования. В нашем институте они уже занимают достойное место, наработана прекрасная репутация. Уверена, сформировавшийся за время пандемии спрос даст нашим педагогам дополнительный стимул к творчеству, созданию новых программ для тех, кто заинтересован в профессиональном росте», – цитирует агентство слова парламентария.
Русецкая подчеркнула, что не все привычные для университетов до пандемии процессы функционировали с прежней эффективностью, однако в целом система сохранила устойчивость.
«Масштаб задачи был очень большим – необходимо было реализовать в «удаленном» формате более миллиона курсов и дисциплин, включая лекции, семинарские и практические занятия. Абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Это большое достижение», – считает депутат.
Тем не менее есть и те, кто онлайн-форматами обучения неудовлетворены: так считает 14% студентов и 88% преподавателей. Что касается последних, что, по мнению депутата, это связано с увеличившейся трудоемкостью, а также с неготовностью педагогов к эффективному использованию технологий. Тем не менее тенденция наблюдается оптимистичная: количество тех, кто видит в новых форматах будущее, за время пандемии выросло с 30 до 70%, сказала Русецкая. Кстати, во многих вузах в первые дни перехода на онлайн-формат студенты на добровольных началах помогали своим педагогам справиться с этим.
«В вузах сформировались группы или штабы студентов IT-волонтеров. Цифровые волонтеры оказывали помощь преподавателям с настройкой и использованием онлайн-платформ, а также помощь в решении сопутствующих технических проблем. Около 20% преподавателей получили подобную помощь. Это значит, что совместными усилиями можно преодолеть и технические проблемы, и скептицизм», – рассказала Русецкая.
Во время онлайн-обучения у студентов выросла нагрузка, но это нормальное явление, заверила депутат. При этом уровень субъектности студентов по отношению к своей образовательной траектории тоже вырос, например, зафиксирован рост посещаемости занятий.
«Минобрнауки в докладе об уроках пандемии («Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». – Прим. ред.) фиксирует очень важную тенденцию: у студентов благодаря пандемии вообще вырос запрос на гибкие образовательные траектории, на разнообразие форм обучения. Это означает, что нам надо ответить на этот запрос, снимая барьеры для гибких и индивидуализированных образовательных траекторий. Доклад рекомендует, к примеру, засчитывать онлайн-курсы других университетов в своем учебном плане. Это интересная практика, и если она будет внедрена, мы будем говорить о новом уровне конкуренции среди вузов и среди персоналий в педагогическом сообществе», – отметила депутат Мосгордумы.