Прокуратурой ЗАО проведена проверка о нарушении прав на пенсионное обеспечение

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Из положений ч. 3 ст. 4 Закона № 400-ФЗ следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 25 Закона № 400-ФЗ одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии является отказ пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

Проведенной проверкой установлено, что Т. являясь гражданкой Украины, проживающей на территории Российской Федерации 05.04.2017 обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В связи с достижением Т. общеустановленного возраста ПФР принято решение о назначении страховой пенсии с 01.04.2017.

В адрес ПФР 27.08.2021 поступила информация из Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, содержащая сведения о том, что Т. являлась получателем пенсии на территории ДНР в период с 01.03.2016 по 30.06.2021.

В связи с тем, что Т. с 31.05.2018 является гражданкой Российской Федерации и постоянно проживает на территории государства, она имеет право на пенсионное обеспечение в независимости от назначения ей пенсионного обеспечения на территории иностранного государства.

Изучением пенсионного дела Т. установлено, что в материалах дела имеется заявление об отказе от получения назначенной пенсии от 27.08.2021 с подписью должностного лица ПФР о его принятии.

Как установлено, Т. заявление об отказе от получения пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не подавала, что также подтверждается отсутствием подписи заявителя на указанном заявлении.

На основании данного заявления решением ПФР от 27.08.2021 выплата страхового пенсионного обеспечения Т. прекращена с 01.09.2021.

Таким образом, действия должностных лиц ПФР повлекли в период с сентября 2021 года по апрель 2022 года непредоставление государственного пенсионного обеспечения Т., нарушив конституционные права и значимыепринципы пенсионного обеспечения.

В защиту прав Т. прокурором округа внесено представление об устранении выявленных нарушениях пенсионного законодательства.

Выплата страховой пенсии Т. на территории Российской Федерации 26.04.2022 возобновлена, произведен перерасчет с 01.09.2021.