Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая рассказала о диагностике речевого развития детей

Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая прокомментировала проведение массовой диагностики речевого развития детей в столице. Слова парламентария МГД приводят корреспонденты «Аргументов и Фактов».

Она отметила, что такие тесты помогут в работе логопедов. Одной из целей исследований эксперты называют общее повышение успеваемости среди школьников. Русецкая объяснила, почему это нужно. Также она рассказала, почему потребность в этой инициативе появилась сегодня:

«Специалисты фиксируют эти проблемы давно. Еще 15 лет назад в нашей стране работала система, при которой логопеды в детских поликлиниках оценивали развитие речи ребенка в год, в три, в пять, семь лет. Этот пункт входил в перечень обязательных обследований. Если специалист выявлял какие-либо отклонения, ребенку предлагалось пройти специальную коррекционную программу: в той же поликлинике, в логопедических группах или же в специализированных образовательных организациях. Система работала весьма эффективно: ведь чем раньше выявляются проблемы в развитии речи, тем легче их исправить.

Сегодня логопедов в поликлиниках вы не найдете. С точки зрения закона все логично: сфера деятельности учителя-логопеда относится к образованию, и поликлиника как учреждение здравоохранения не может предоставлять образовательную услугу. Однако, с точки зрения соблюдения интересов и прав ребенка, ситуация складывается печально. Да, логопедические консультации сегодня предоставляются в городских и окружных центрах, родители могут записаться на прием и, дождавшись очереди, пройти диагностику. Услуга носит заявительный характер: то есть, если родитель обратил внимание, озаботился этой проблемой, записался на прием, привез ребенка к специалисту, то проблема будет выявлена».

На речевые особенности детей нужно оперативно реагировать, чтобы не допускать проблем в социализации и учебе, отметила депутат.

«Да, при сегодняшней распространенности и вариативности речевых нарушений родителям очень трудно понять: нормально развивается речь их ребенка или есть трудности. Нередкой является ситуация: ребенок к окончанию младшей школы погряз в двойках, хотя родители видят — он неглупый, усидчивый, старательный. Но ничего не получается. Тут только его приводят к специалисту, и выявляются причины этих школьных проблем — нарушения в развитии речи. Фонетические, фонематические, лексико-грамматические, которые препятствуют успешному овладению чтением и письмом, а как следствие — и всеми другими школьными предметами. Двоек можно было бы избежать, если эти нарушения были выявлены своевременно, оказана логопедическая помощь. Ребенку нужна особая программа занятий по развитию навыков звукового анализа, коррекция произношения звуков родного языка, развитие связной речи. Не поздно обратиться к специалисту и в третьем, и в четвертом классе и преодолеть эти трудности, но чем позже — тем сложнее будет проходить процесс коррекции, да и учебная мотивация у такого ребенка уже не та: он привык быть неуспешным», - пояснила Маргарита Русецкая.

Важно проводить именно массовую диагностику, считает она:

«Сейчас специалисты, оценивая результаты ОГЭ по русскому языку в 9-м классе, выявляют четкую тенденцию. Около трети детей, которые сдают экзамены, не могут выполнить задания на составление рассказа на заданную тему, 60% допускают в устном экзамене речевые ошибки — это данные Рособрнадзора. Неоднократно специалисты среди причин низких баллов на ЕГЭ также называли проблемы в развитии речи. Ребенок знает правила и теоремы, но применить их не может, потому что не умеет работать с текстом, не понимает условия задачи. Корни у этой проблемы именно в особенностях речевого развития, которые можно было выявить и скорректировать в раннем возрасте, еще до школы. Такие вещи часто происходят незаметно для родителей: можно не заметить, что ребенок путает на слух схожие звуки, например, ш и с, не знает, как, какими буквами обозначить их на письме. Для родителей или для педагога в обычной школе — это случайность, невнимательность ребенка. Для логопеда же — это индикатор нарушения речи и повод серьезно присмотреться к другим особенностям ребенка», - пояснила парламентарий.

Процедура не должна быть сложной, проводить ее стоит в рамках программы.

«Дважды в год, в мае и сентябре, начиная с 2,5-3 лет нужно оценивать речевое развитие каждого ребенка и оперативно доводить информацию до родителей, предоставлять возможность их преодоления — рассказывать, какие специальные программы, занятия нужны», - объяснила свою позицию депутат МГД.

При этом к речевым особенностям ребенка нельзя относиться, как к заболеванию. Русецкая добавила, что логопеды, как правило, работают индивидуально.

«Традиционно, логопедическая помощь предоставляется во внеурочное время. Ребенок посещает два-три занятия в неделю индивидуально или в составе малокомплектных групп. Чтобы преодолеть фонетико-фонематическое нарушение речи, нужно не менее года таких занятий.

В среднем один специалист может добиться хороших результатов при работе с 20-25 школьниками в течение года. В московских школах у нас не редкость 10 и более параллелей первых классов ежегодно, это 200-300 и более детей. И практически каждому второму нужна та или иная помощь! По самым скромным оценкам нам потребуется в три раза больше логопедов, чем сейчас привлекают к работе в школах. Тогда, уверена, можно ожидать других, более высоких результатов и контрольных работ в 4 классе, и ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку», - считает она.

Чтобы реализовать инициативу, потребуется большая работа:

«Эти вопросы родителей мы при разработке инициативы принимали во внимание. Важно отметить, что на качестве работы сказывается в первую очередь перегруженность логопеда. Если в штате образовательного учреждения будет не один-два специалиста, а по реальным потребностям конкретной школы или сада, вопросов будет меньше. Массовая речевая диагностика и постоянный мониторинг позволят директорам школ своевременно формировать штатное расписание на будущий учебный год. Уже в мае руководитель будет знать, сколько у него детей, которым потребуются логопедические занятия, начиная с сентября.

Для отслеживания каждого ребенка предлагается создать профиль речевого развития: он позволит как организовать общий мониторинг, так и отслеживать каждого ученика — какую программу и в каком объеме нужно дать ребенку. Такой профиль поможет и родителям отслеживать изменения. Он может быть дополнен вопросником для семей, которые хотели бы самостоятельно оценить эффект от дополнительных занятий. Реализовать это можно на платформе МЭШ».

-- mos.ru