Что, где, и когда следует запрещать детям? Педагогические рекомендации сотрудников Центра социальной поддержки семьи и детства «Журавушка»

Сегодня, в связи с острым дефицитом времени, профессиональными обязанностями и просто усталостью от домашних хлопот, большинство родителей не задумываются о процессе воспитании детей, как о хрупком механизме, в котором каждое слово, каждый жест и даже интонация имеет огромное значение.

В среднем, согласно статистическим данным, каждому ребенку на нашей планете делают около 12 замечаний в день, итого – 4.380 в год. При этом, основываясь на особенностях развития детский психики, не трудно сделать вывод, что большинство подобных нравоучений, быстро становятся для ребенка привычной, шумовой декорацией, а не элементом воспитания.  Кроме этого, запрет, выстроенный в категоричной форме, предполагает увеличение эмоциональной, дружественной дистанции между взрослым человеком и его маленьким подопечным. Следовательно, очевидным становится вопрос – почему ребенок должен прислушиваться к рекомендациям того, кто не является ему другом? Ответ понятен – страх. Чувство, от которого все родители, осознанно и инстинктивно пытаются всеми силами оградить свое чадо.

Итак, как же воспитывать ребенка, оставаясь для него самым большим и надежным другом? Как убедить его в необходимости выполнения жизненно важных правил и не ограничить при этом его личностную свободу?

Ведущие сотрудники отделения социальной реабилитации детей инвалидов, психологи и одновременно любящие мамы, поделились своими профессиональными секретами, соблюдение которых, на сегодняшний день, может являться залогом успешного и гармоничного развития ребенка: 

- Важно не запрещать что-либо категорически, не требовать от ребенка, полного отказа от любимого или желанного занятия, а найти компромисс. Например, взамен шумной и опасной игре, предложить другое, но не менее интересное занятие.

- Запреты должны усваиваться осознанно, поэтому необходимо объяснять и повторять все ребенку терпеливо и спокойно. Требования взрослых должны быть согласованы, в противном случае ребенок запутается где, и когда можно совершать определенные действия, а где нельзя. Кроме этого, необходимо избегать отвлеченно-обобщенных запретов: «Не будь плохим мальчиком!», «Никогда не делай плохо, и мне не придется тебя ругать!». Такие запреты детям непонятны.

- Помните, так же что некоторые запреты трудновыполнимы для детей. Родителям кажется естественным потребовать: «Ну-ка, заканчивай играть, убери все и укладывайся спать», или «Прощайся с другом, и идем домой!». Причем, заметьте, что занятых беседой взрослых, нам и в голову не придет разогнать столь же бесцеремонно.

 

Фото предоставлено ГБУ ЦСПС и Д «Журавушка».

-- Юлия Соломина